В начале года атаманом общества «Станица Букатинская» почти единодушно был избран В.Д. Морквин. Первый казачий круг, по словам бывшего атамана А.Д. Попова, состоялся девятнадцать лет назад. За это время случалось всякое: в том числе и что-то вроде самороспуска казаков. Общественное движение то набирало силу, то сбавляло обороты. Впрочем, нечто подобное происходило и по всей стране. Хотя бы потому, что его лидерами становились неоднозначные одиозные личности и просто случайные люди из бывшей партийной номенклатуры. Была не определена четкая государственная политика по отношению к казачьему движению. По сути дела, «возрождение» оказалось единственным объединяющим началом для тех, кто в конце «перестройки» примерил на себя казачий мундир. Дальше начинались различные, а порой диаметрально противоположные трактовки того, что именно возрождать и что, собственно, считать казачеством.
Никто не ожидал, что массовость казачьего движения не будет иметь аналогов в России: в общем в него вовлечены до нескольких миллионов человек. Столь массовое общественное движение, объединённое на основе патриотической идеи и структурированное к тому же, как полувоенная организация, не на шутку напугало госчиновников либерального и прозападного толка. И даже сегодня нет-нет да и промелькнёт на страницах жёлтой прессы заказная статейка с обвинениями казаков в национализме, сепаратизме, угрозе государственности и демократии.
Для кого-то было бы проще, если бы идея возрождения казачества свелась к казачьим песням и пляскам, празднествам и парадам в казачьей форме, в которой так заманчиво щеголять на коне. Формальный подход подорвал доверие к некоторым казачьим лидерам и государственным чиновникам, занимающимся казачеством.
Казаки из общества «Станица Букатинская» стремятся к определенной самостоятельности и сотрудничеству с местной властью. Оно необходимо, поскольку один из приоритетов – это привлечение молодежи. Не случайно, когда выбирали атамана, вспоминали прежнюю его заслугу: помощь в организации фестиваля для молодежи «Волжские игры на Ильин день». Приезжали участники клубов, патриотических объединений из различных уголков России, специалисты по рукопашному бою и разным направлениям народной культуры. В прессе о фестивале говорили с точки зрения духовности, преемственности поколений, приобщения к лучшим народным традициям.
«Народный» и «казачий» — это не противоположные термины. Во-первых, можно вспомнить об общей духовной основе – православии. Во-вторых, казаки – это русские люди. Но вот влились они в состав России и современного русского народа своим путем. С древности казаки жили самостоятельными и ни от кого не зависящими общинами – казачьими станицами. Специалисты говорят и том, что казаки используют славянские традиции в бое. Сейчас широко известна тверская традиция рукопашного боя – буза.
В Краснслободской школе №4 работает кружок традиционной мужской культуры «Казачий Спас». Его руководитель – преподаватель и активный участник общества «Станица Букатинская» Александр Борисович Скориков.
Он считает, что такая форма работы с молодежью – хорошая возможность увлечь и заинтересовать ребят. Сегодня они с удовольствием ходят на занятия по борьбе, которые проводит специалист по традиции русского рукопашного боя Д. Медведев. Искусство рукопашного боя сегодня освивает 18 ребят из разных школ Краснослободска в возрасте от десяти лет и старше. Ловкость, выносливость и сила – это то, к чему они могут стремиться. После такой подготовке они на игрищах и камень дальше всех бросят, и противника могут одолеть, и без устали пробегут длинную дистанцию с бревном на плечах. Это ли не богатырская удаль?
— Совсем не плохо, что некоторые ребята увлекаются восточными единоборствами, но на мой взгляд, лучше хранить свои исконно русские традиции, – считает Александр Борисович.
В этом году участники «Казачьего Спаса» на Рождество исполняли вместе с казаками обязанности по охране Храма во время Всенощной службы. Дорога в Храм стала для них привычной, а слова молитвы знакомыми. На последнем казачьем круге восемь ребят были приняты в качестве кандидатов в члены станичного казачьего общества. Некоторые из них активно участвуют в казачьих мероприятиях.
В СКО «Станица Букатинская» старшим по работе с молодежью был избран Александр Асмолов. Он учится заочно в педагогическом университете, тренируется вместе с ребятами. Безусловно, что казаки способны взять под свою опеку, или как говорится «на воспитание» больше ребят.
Есть задумка поисковым отрядом поехать летом на места боевых сражений. Возможно, удастся найти неизвестные захоронения. Еще лучше — отыскать родственников погибших солдат.
Очень хочется открыть конно-спортивную школу, и сейчас решается множество связанных с этим организационных вопросов. Ведется речь об организации традиционного фестиваля «Волжские игры на Ильин день», который мог бы пройти в рамках фестиваля казачьей культуры южного федерального округа. Как и многие другие, эта инициатива требует поддержки со стороны администрации города и района.
Присутствующий на последнем казачьем круге заместитель главы администрации района по социальным вопросам А.Ю. Хавинсон подчеркнул важность казачьего движения, восстановления казачьих династий и элиты. По его словам, казаки должны чувствовать себя хозяевами на своей земле и передавать ее детям.
Можно добавить, что вместе с землей они могли бы получить духовные, нравственные, культурные традиции. Есть мнение, что в конце XIX — начале XX века казаки являлись наиболее последовательными, по сравнению с представителями других сословий, проводниками и хранителями официальной идеологии Российского государства. Суть ее сводилась к догмату: «Православие, Державность, Народность».
Есть донская поговорка: «Казаки от казаков ведутся». Происхождение от предков казаков и самоидентификация в казачьей культуре являются определяющими для множества казаков по всему миру. Таковой эта ценность и останется. Но для множества ребят сегодня предоставляется возможность познакомиться с уникальной культурой, обогатить свой жизненный опыт, приобрести новых друзей. Желающие могут обращаться к руководителю кружка «Казачий Спас» А.Б. Скорикову. Занятия проводятся три раза в неделю: вторник, четверг, субботу в шесть часов вечера.
Валентина Дорн
Уважаемая Валентина Эриковна! Предлагаю внести следующие коррективы:
1). Если возможно предложение: «В определенной степени, это угроза для государственности: казаки с их принципами самоуправления и военным устройством, которые хотят жить по – своему.» Отредактировать следующим образом: «Столь массовое общественное движение, объединённое на основе патриотической идеи и структурированное к тому же, как полувоенная организация, не на шутку напугало госчиновников либерального и прозападного толка. И даже сегодня нет-нет да и промелькнёт на страницах жёлтой прессы заказная статейка с обвинениями казаков в национализме, сепаратизме, угрозе государственности и демократии.
2) И в последнем предложении:«Занятия проводятся три раза в неделю: вторник, четверг, пятницу в шесть часов вечера.» — Занятия проводятся три раза в неделю: вторник, четверг, субботу в шесть часов вечера.