Нынешняя холодная весна на настроении фермеров-овощеводов сказалась не лучшим образом. Много топлива на обгорев теплиц – значит, опять увеличение себестоимости продукции. А до того, как пойдет первая реализация, еще вкладывать и вкладывать средства. Здесь и ремонт техники, и подготовка системы орошения, и многое другое. В этом году те, кто не приобрел и не заготовил посевное зерно с осени, столкнулись с проблемой, где же его взять.
Весна – это время ожидания и надежд. На то, что в этом году лето не будет таким жарким и засушливым, минуют болезни и нашествия саранчи. Очень уж рисованное это дело – земледелие. Новые технологии появились, техника, которая заменила ручной труд, капельное орошение, а риски, связанные с погодой, остались те же самые. С «небесной канцелярией» не договоришься. Поэтому весной фермеры сдержаны в своих прогнозах на будущий урожай и иногда не очень разговорчивы. Их тоже можно понять: столько всего еще нужно сделать…
На все руки не от скуки
В этом году в КФХ «Лебяжье» решили увеличить производственные площади. Татьяна Владимировна и Александр Иванович Колесовы – одни из самых опытных и «закаленных» фермеров в районе. Свои первые три гектаров земли они взяли в аренду в 1992 году. На все имевшиеся сбережения купили трактор. Конечно, они рисковали, но на их стороне было огромное желание работать по-своему, опыт и знания: оба закончили Московскую сельскохозяйственную академию имени Тимирязева. Поэтому научный подход пришлось совмещать с житейским, приземленным и не предусмотренным ни одной учебной программой.
Сейчас фермеры обрабатывают уже больше ста гектаров земли. Свое хозяйство они называют «российский огород». Во-первых, выращивают практически все, что может произрастать на среднеахтубинской земле, во-вторых, есть у них и небольшая ферма, и овощехранилище, и даже небольшой консервный цех. Многопрофильное крестьянское хозяйство. Приходится браться за все, чтобы не упустить выгоду.
— Куда проще было бы взять три культуры и заниматься только ими, но поскольку нет стабильности, то нужно самим «выкручиваться». Делаем все для того, чтобы заработать, держаться на плаву, – рассказывает Татьяна Владимировна.
Большинство успешных фермеров поступают точно так же. Делать ставку на одну культуру слишком рискованно. А вдруг случится неурожай из-за погодных условий, или, наоборот, вырастет слишком много лука или огурцов? Сколько помидор уже запахивали раньше в среднеахтубинскую землю. Просто потому, что покупатели не нашлись. Было ведь так, что урожай в земле, фермеры в прогаре, а на полках магазинов – сплошь баночки с разносолами из других регионов, или импортные свежие овощи.
По статистике, фермеры, другие малые формы хозяйствования на селе производят половину всей отечественной мясной продукции, 46 процентов зерна, 52 процента подсолнечника, 65 процентов молока, 93 процента картофеля и 87 процентов овощей.
Наши фермеры уверяют, что они могут выращивать больше овощей: была бы реализация. Когда есть уже договора с проверенными покупателями, то посев, и высадка как-то веселее идут. Есть гарантия, что труд не напрасный. Проблема в том, что на договора с перерабатывающими предприятиями могут рассчитывать только более-менее крупные производители. В Волгоградской области, где по скромным подсчетам выращивается около 300 тонн овощей, всего одно крупное предприятие по переработке овощей: ООО «ПомидорПром».
За продукцию прошлого сезона предприятие рассчиталось по каким-то причинам с фермерами не полностью. И, тем не менее, в этом году многие опять заключают с должником договора и готовы терпеливо ждать обещанного. Колесовы ежегодно сдают на завод томаты, перец, баклажаны, огурец. Причем требования к качеству продукции высокие. Огурчики должны быть, например, шесть-девять сантиметров.
Ситуация складывается парадоксальная: наши фермеры способны «завалить» городское население овощами, но, тем не менее, в сетевых магазинах реализуется дорогая импортная овощная продукция. Свою капусту, морковь, лук просто негде хранить.
У нас нет современных больших овощехранилищ. Президент регионального Союза производителей плодоовощной продукции, фермер Елена Тупикова определила еще одну причину. Сетевым магазинам проще работать с импортной продукцией, которая хранится месяцами и не теряет своего товарного вида. Натуральные овощи столько не лежат на полках.
В хозяйстве Елены Тупиковой за сезон производится пять-семь тысяч тонн овощей. Урожайность рекордная: 140 тонн с гектара. Реализовать такой объем непросто, а в пределах области вообще невозможно. Поэтому отправляются отборные овощи в фирменных ящиках с логотипом хозяйства в Москву, Питер, Самару, Новосибирск, часть – в Волгоград и Волжский.
Когда в Волгоград приезжала с рабочим визитом глава Минсельхоза России Елена Скрынник, Елена Тупикова «пробилась» на встречу, которая проходила прямо на Ворошиловском рынке, и подняла вопрос об овощехранилищах. Выразила надежду, что Волгоградская область не останется без внимания в рамках новой программы Правительства по строительству овощехранилищ.
Татьяна Владимировна Колесова не разговаривала с министром, но у нее есть еще один весомый аргумент, почему нужно поддерживать отечественного производителя. Безусловно, они — обычные фермеры со своими зарубежными коллегами конкуренцию не выдерживают. У тех — более выигрышные условия, а главное, существенная поддержка государства. Поэтому и продукция у них дешевле и конкурентоспособнее.
Немного больше и лучше
По поводу того, как получить хороший урожай, у каждого фермера – свои секреты. В этом году Колесовы довольны рассадой, которая выросла в теплицах. Практически все семена взошли, а это говорит о том, что была удачно проведена их обработка. Ну и в покупке семенного материала не ошиблись, выбирая проверенных деловых партнеров. У них сложились доверительные партнерские отношения с агрофирмой «Семира». В этом году фирма даже предоставила специальную сеялку для лука.
Фермеры в последнее время берут и голландские, и отечественные семена. Много лет выращивают сорта томатов селекции опытной станции ВИР: Новичок, 5/95, Дар Заволжья. По вкусовым качествам другие с ними вряд ли могут сравниться. Специально для консервного завода выращивают сорт Дональд.
Морковь, свекла, огурец, баклажаны – семена этих культур тоже, в основном, отечественной селекции. Среди перца отдают предпочтение таким сортам, как Универсал и Богатырь, баклажанов –Универсал-6 и Алмаз.
Посев в теплицах начался ранней весной и продолжился весь апрель. С учетом того, чтобы сроки созревания у культур были разные. Чтобы получить томаты к началу августа для консервного завода, нужно было посеять их в середине апреля. Ну а первыми на реализацию должны пойти тепличные огурцы. Обычно первый их урожай фермеры снимают где-то в середине мая. Первые огурчики недешевы для потребителя, но ведь и затраты на них колоссальные.
По заведенному в хозяйстве порядку, рабочие вручную сеяли в день по одному гектару, закладывая в ячейку две семечки. Когда растения подрастут немного, их нужно разъединить. В последнее время в теплицы завозят торф, в который потом добавляют удобрения.
— С торфом очень удобно работать. Потом не нужно пропалывать рассаду, – рассказывает Татьяна Владимировна.
С самого начала Колесовы стараются соблюдать севооборот. В этом году на полях сеют люцерну и кукурузу. Осенью и весной вносили удобрения. Перед этим делали анализ почвы с тем, чтобы узнать, каких же важнейших элементов не хватает. Не такой уж сложный и дорогостоящий анализ, а польза от него колоссальная.
Колесовы не спешат вносить свое хозяйство какие-то ультрасовременные новшества. Пленочные балаганы без дополнительного обогрева и теплицы, которые напоминают «землянки», но хорошо держат тепло, – это их вполне устраивает. Капельное орошение они используют, но не хотят пока разобрать на металлолом «дождевалку». Дело том, что перец и лук, и некоторые сорта томатов отлично растут на участках с капельным орошением, а вот капуста «любит» больше верхний полив.
По большому счету, на глобальную «модернизацию» хозяйства нет средств. А вот технику новую приходится покупать, без нее никак не обойтись. Еще одна обязательная строка расходов – заработная плата рабочим. В осенне-летний сезон их количество достигает пятидесяти человек, не считая школьников. В основном, это приезжие из Узбекистана и Таджикистана.
Как правило, иностранные рабочие в том случае, если их все устраивает, хозяев своих не меняют: из года в год приезжают одни и те же. Фермеры не только по именам их помнят, но и знают характер, привычки. В этом году один из самых молодых участников бригады не приехал по причине серъезной болезни – Колесовы решили высылать ему денежное пособие на лечение у себя на родине. Все ведь знают, что живут они там очень небогато, не от хорошей жизни приезжают на волгоградские поля.
«Пособие» высылать никто их, конечно, не обязывал: просто чувствуют себя в ответе за тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
Не хлебом единым
Помимо лука, помидор, огурцов, в каждой теплице у Татьяны Владимировны имелся особый уголок. В нем зеленела рассада цветов или пестрели уже распустившиеся цветы, внося некую ноту весны и романтики в деловую атмосферу. Часть их идет на реализацию, часть — на озеленение и украшения поселка, а часть остается для себя. Каждый год ее цветы высаживаются в поселке у обелиска в честь воинов, павших в годы Великой Отечественной войны, у школы, рядом с божьим Храмом и в одной из воинских частей. В последнее время много цветов нужно для парка, который не так давно, почти спонтанно возник в хозяйстве, рядом с теплицами и парниками.
Когда-то на этом участке была яма, в которую все привыкли сваливать мусор. Так и продолжалось до тех пор, пока в голове у Татьяны Владимировны не возникла идея. Чтобы воплотить ее в жизнь, понадобилась приложить немало усилий. Свалку убрали, яму засыпали, разбили клумбы. Теперь в парке появилась и «горка» из камней, и скамейки, скульптурные медведи на шарах, саженцы деревьев и еще много чего.
Школьники посадили десять сосен, дачники, которые живут неподалеку, принесли березку, папоротник. Хотя парк на территории хозяйства, вход в него открыт для всех желающих. Если у нее есть свободная минутка, Татьяна Владимировна сама проводит и еще покажет, где и что. Парк – это ее особая гордость, поскольку сама и дизайнер, и садовод.
— Люди должны видеть красоту, — считает она. Я и сама после работы сяду на скамейку и любуюсь: и как будто на душе светлее. Я думаю, что люди сейчас устали от серости, безобразия. Нужно самим менять жизнь к лучшему. Некоторые придут, посмотрят – и им тоже хочется клубы разбить у себя на участке или рядом с домом. Многие фермеры тоже начали территорию свою благоустраивать, – рассказывает Татьяна Владимировна.
В самом начале ей пришлось еще немного «повоевать» с иностранными рабочими, которые не понимали пользу и прок от цветов. Теперь они помогают ухаживать за парком, клумбы поливать. Этот «оазис», по словам хозяйки, он и для них тоже: чтобы они чувствовали себя здесь как дома.
Весна – самое «горячее» время для фермеров. Мало того, что нужно сеять овощи в поле, рассаду подросшую высаживать, так еще спешно требуется навести порядок на территории. У Колесовых к перечню дел добавился еще и парк, но для них это не в тягость.