Про «маршрутки»

За что мы платим?
К «маршрутке» надо привыкнуть. К тому, что в салоне не всегда обнаруживается свободное место. Что водитель не намерен ждать, пока вы в согнутом состоянии, минуя чужие коленки, забьетесь в свободный дальний угол: он резко «трогает» машину с места. Что не всегда ноги и туловища пассажиров помещаются в предусмотренное для них пространство. Сиденья-то рассчитаны на худощавых пассажиров, на которых уж точно нет шуб и дубленок. И, разумеется, без огромных пакетов и сумок, которые нельзя поставить на пол. Почему-то даже когда на улице лежит снег, на полу в маршрутке грязно и мокро.
Наши люди с пустыми руками ездить не любят. И к тому же «большому» человеку и еды много надо. Как-то раз напротив меня оказалась женщина средних лет, внушительного телосложения, на коленях которой едва помещался огромный пакт, набитый сосисками. А сверху них лежал пакет поменьше. Время от времени женщина трогала его рукой и с удовлетворением констатировала:
— О, тепленькая еще курочка!
Сразу было видно, что на душе у нее радостно и светло от предвкушения сытного обеда или ужина.
Надо привыкнуть к тому, что вы можете оказаться эдаким «передаточным пунктом», и через вас будут передавать все деньги на проезд, со сдачей и без. Надо сказать, что некоторые пассажиры, будучи прирожденными кондукторами, так хорошо вживаются в свою роль, что уже начинают регулировать процесс, перераспределять сдачу и спрашивать: «за сколько?» Никто, наверное, не удивится, если он спросит втиснувшегося в тесный коллектив нового пассажира:
— А у вас что на проезд?
Поскольку отдавать деньги водителю, будучи к нему спиной, не слишком удобно, монетки предательски выскальзывают из рук, и норовят закатиться куда-нибудь под сиденье. Если не хотите всю дорогу ловить осуждающие взгляды, придется искать пропажу и возвращать законному владельцу.
Оказавшись на переднем сиденье, лицом к салону, ни лишне быть готовым к тому, что половина скучающих пассажиров, по крайней мере полдороги, будет вас рассматривать: а что еще делать в пути?
Нужно привыкнуть к чужим разговорам по мобильному телефону, просто разговорам (когда в «маршрутку» садится парочка или просто знакомые) и громкой музыке. К тому, что двери не всегда легко и просто закрываются и открываются, а водитель не всегда любезен и обладает хорошим слухом.
Просьба «остановить на остановке» может смениться «криком души»: «остановите!», а потом и вовсе перейти на нецензурную брань.
Водители «маршруток» — это особая категория. Они вечно спешат, стараются всех обогнать и иногда жалеют, что маршрутка не резиновая. Некоторые не слишком-то высокого мнения о себе. Ну а как еще расценивать «объявления» в салоне по поводу глухоты, стеснительности и нелюбви к животному миру.
Одно гласит: «не смотри, водитель стесняется», другое: «водитель глухой: говорите громче», третье: « водитель не Дед Мазай, зайцев не возит».
Иногда такое ощущение, что водители состязаются в новом жанре «маршрутный фольклор», и то и дело заимствуют друг у друга новые «лозунги». Впрочем, для нас это не так уж плохо: есть что почитать в дороге, включая информацию о числе мест для сиденья, а иногда поразмышлять о правильности написания.
Без «маршруток» уже трудно представить нашу сегодняшнюю жизнь, и каждый пассажир, наверняка, считает, что уж лучше хоть как-то: с сосисками, лозунгами, музыкой и прочим ехать, чем стоять на остановке. Увеличение числа «маршруток» только нам на руку, но есть у этого явления и обратная сторона. Во-первых, в городе, чем плотнее транспортный поток, тем больше вероятность простоять в «пробке». Во-вторых, на маршруте оказываются машины, техническое состояние которых далеко от идеального. По статистике растет число дорожно-транспортных происшествий с участием «маршруток». По этой и ряду других причин эта категория общественного транспорта уже оказалось в зоне повышенного внимания со стороны правоохранительных органов.
Наш район не стал исключением. В суде было рассмотрено несколько дел с привлечением водителей и предпринимателей о предоставлении пассажирам услуг, не отвечающих требованиям безопасности и комфорта.
Теперь пассажиры могут быть уверены: если поездка, мягко говоря, вам не понравилась, а сама маршрутка вызывала ассоциации с «колымагой» или «гробом на колесиках», можно обратиться, например, в прокуратуру района с соотвествующим заявлением. Вот только не лишним будет запомнить номер автомобиля.
Чего там греха таить: в погоне за прибылью некоторые собственники автотранспорта не слишком-то берут во внимание комфорт и безопасность пассажиров. Пассажиры стойко переносят все неудобства и привыкают о них забывать, едва «выпорхнув» из салона. Некоторые, чтобы «облегчить» душу, ругаются с водителем. Обменялись взаимными «комплиментами» и разошлись, как в море корабли, а все осталось по-прежнему. В какой-то мере «маршрутный беспредел» происходит с нашего молчаливого согласия и попустительства. Или мы не слишком ценим комфорт и безопасность, или не настолько развита культура правовых отношений, чтобы взыскивать с нарушителей.
Напоследок хочу поделиться радостью: как-то раз мне довелось ехать на новенькой «маршрутке» с автоматическими дверями и «видео» прямо в салоне. Нельзя сказать, что народ оценил все по достоинству. Автоматическую дверь норовили закрыть вручную, а концерт понравился не всем. Лично я думаю так: ездить в «маршрутке» было бы комфортнее, если бы водители и пассажиры были вежливее и как бы участливее друг к другу. А сосиски с курицей все же покупали в магазине по соседству с домом.
С трудом можно представить себе водителя автобуса или трамвая, который вскочив со своего места, бросается вдогонку за пассажиром. В маршрутке мне довелось однажды наблюдать такую картину. При этом весь салон, затаив дыхание, наблюдал: догонит или нет? Что послужило поводом для выяснения отношений уже не припомню: какая-то мелочь. Некоторые водители маршруток вообще отличаются повышенной нервозностью. Такое ощущение, что иногда просто громко открывающаяся или закрывающаяся дверь способны вывести их из терпения.
? Дома дверцей холодильника будешь хлопать! – В другой раз кричал разгоряченный водитель, высунувшись наполовину из окна. Не побежал вдогонку – и то хорошо.
Чтобы обеспечить себе комфорт и избежать устных замечаний, маршруточники выдумывают надписи и обращения к пассажирам, которые редко кто читает, и охотно заимствуют их друг у друга. В одной маршрутке я тщательно изучала перечень услуг, который выглядел так:
«проезд на переднем сиденье – 20 руб, просьба сделать музыку погромче – 10 руб, потише – 15 руб, переключить на другую волну – 15 руб, за остановку «здесь» — 10 руб.» Получается ну просто полное «меню», как в лучших домах. Интересно, что потише стоит больше, чем погромче, что говорит о большой любви к искусству.
Как-то раз сидя на переднем сиденье (без дополнительных 20 руб), мне довелось пережить почти экстремальные ощущения. Пассажиры, садившиеся в салон один за другим. Спешили передать плату в самые неподходящие моменты. Если принять во внимание. Что мы ехали по скользкой дороге в плотном потоке машин. Подходящие моменты вообще вряд ли могли быть. В конце концов. Злосчастная монета выскользнула из рук водителя куда-то под сиденье. Пытаясь ее достать ( он не жадный – просто бережливый), он соскользнул вниз, почти упершись подбородком в руль… Знаменитое изречение, которое так любят маршруточники, — «полчаса страха – и ты уже дома», в общем-то, не лишено основания. Быстрая езда для них – это не лихачество или прихоть, а способ повышения производительности труда. Тем более, что количество маршруток увеличивается, а конкуренция ужесточается. Кивок головы, которым приветствуют друг друга коллеги по баранке и колесам, иногда имеет самое противоположное значение и сопровождается «скрежетом зубов», который не слышат пассажиры.
Как бы там ни было, маршрутки уже основательно вошли и «въехали» в нашу жизнь. Пассажиры со стажем. Которые уже привыкли странствовать к месту работы не один год, втискиваясь в салон и оказавшись на сиденье, с благодарностью вздыхают : как хорошо-то стало! А раньше, бывало, не один час на остановке! Известно всем, что уж лучше хоть как-нибудь ехать, чем хорошо стоять.

Про «маршрутки»: 6 комментариев

  1. Необычный блог
    У меня почти такой же есть 🙂 Правда он о другой теме 😛
    Особенно главная необычная. Не как у всех сайтов слева http://www.vdorn.com
    Наверное последний блог без спама в комментариях 😀
    Не забывайте рисунки добавлять к своим публикациям.
    Шапку сайта бы вам ещё какую нибудь по лучше

  2. Большое спасибо!!!
    Над шапкой подумаем!
    Просто мы еще начинающие и не все знаем про вордпресс…….
    Но постепенно разберемся, думаю…

  3. Возьмите. Но если мы заметим какието изменения в текстах или материалы станут использоваться незаконно, то прийдется для ваших айпишников закрыть доступ…

Добавить комментарий