Волгоград — Элиста

Горе тому путнику…

Меня так и «распирало» затянуть:

-Степь да степь кругом!

И так  почти четыре часа, пока за стеклом автомобиля  убегали  вдаль километры зеленой, пока еще не выжженной  степи с серебристым ковылем, который напоминал  кустистую челку пони.  Просто такой широкий простор, и душа у нас русская широкая, и песни такие же, созвучные. Правда, в ней про то, как «в степи глухой замерзал ямщик», а у нас за бортом  тридцатиградусная жара и  суховей. Горе тому путнику, который окажется на дороге в автомобиле без кондиционера.  Стоит приоткрыть окно, как в него врывается раскаленный степной воздух с пылью и запахом трассы, по которой с ревом и скрежетом идут большегрузные фуры.

Дорога на Элисту из Волгограда местами напоминает взлетную полосу,  или «американские горки» в более щадящем пологом варианте. Вот по ней и «летают» некоторые гонщики, невзирая на дорожные знаки и опасность столкнуться с каким-нибудь животным.

За все время следования  мы увидели одного  слегка паршивого верблюда, трех очень симпатичных осликов с длинными ушками, лошадей в грузовике, много овец и  коров, которые  паслись и на асфальте тоже, прямо посредине трассы.  Никто их не отгонял, не топропил: пастуха вблизи не было.  Как-то так сложилось, что мы не видели ни одного пастуха, из чего можно сделать вывод: человек такого рода занятия в Калмыкии – большая редкость.  Может быть, здесь вывели  такую породу скота, что он  самостоятельно пасется и перемещается по степи. Даже интересно как-то становится: вот бы посмотреть на калмыцкого пастуха. Где же он прячется-то?

 

Друг степей и русских

Мне показалось, что  к русским калмыки относятся достаточно дружелюбно. Даже их ГАИшник брал  мзду с выражением почтительной вежливости. Продавщица в сувенирной лавке очень обрадовалась нашему появлению и намерению купить какую-нибудь чепуху типа магнитиков с изображением главной достопримечательности.  Официантка в кафе очень вежливо улыбалась даже в ответ на замечание, что не нужно было нести сперва чай, а потом  горячее блюдо, а когда и то и другое уже съедено и выпито, салат из морковки. Мы так поняли, что калмыки – совсем не вегетарианцы, а из всех сортов мяса они предпочитают баранину. Между собой говорят на русском языке. Надписи на учреждениях только по-русски. Национальный колорит города выражается в многочисленных ярких пагодах и очень своеобразных скульптурах и памятниках. Смесь соцреализма и  Рубенса, который воспевал пышные формы.  Я обратила внимание на скульптуру, по всей видимости, олицетворявшую женщину: почти в форме круга, и поняла, что мне до здешних канонов красоты далеко. Так что можно не красоваться. Главное требование к туристу, чтобы он  не оскорблял святыни и вел себя сносно. Не трогал руками экспонаты в музее.

В  выходной майский день праздных зевак, обвешанных фотоаппаратами и видеокамерами, было хоть отбавляй. Такое впечатление, что в Элисте еще не научились извлекать выгоду из  туристического потока.  Никто не предложил нам проехать на экскурсию, покататься на верблюде, сфотографироваться  с ланью или оленем, наконец.  За полдня культурная программа была исчерпана: мы побывали в крупнейшем буддистском храме и в музее, в центральном парке с фонтанами, у памятника Остапу Бендеру и шахматном музее. Вот, собственно, и все.

Элиста не поразила богатством и роскошью: скорее, наоборот. Здесь многое напоминает о прежних более  благополучных советских временах.

 

Они улыбаются

Наверняка,  читатель меня не поймет, если хотя бы вкратце не опишу  главную достопримечательность.  Золотая обитель Будды Шакьямуни  была освящёна 27 декабря 2005 года. В музее, который находится внизу, подробно описывается его история: кто, когда, зачем. Много фото улаыбащегося Далай-ламы, который главный духовный наставник. По сравнению с православием буддизм – он более яркий и радостный.

Статуи  их наставников и учителей как бы улыбаются в позе лотоса.

Мы много ходили вокруг сооружения, прежде чем попасть внутрь. Весь замысел хурульного комплекса состоит в том, чтобы люди могли поразмышлять о бытии земного существования, и поэтому каждый предмет и символ на территории хурула несет в себе определенное значение. Например, нужно  покрутить все барабаны, расположенные по четырем сторонам, чтобы  «накопить духовные заслуги и очиститься от омрачений и негативной кармы, накопленной в этой и предшествующих жизнях». Традиционно кюрде содержат плотно свернутые свитки с мантрами Авалокитешвары – Будды Безграничного Сострадания – «Ом мани падме хум». Одно вращение барабана с чистыми помыслами и верой равносильно прочтению вслух помещенных в него миллионов мантр.

Экскурсовод, мимо которого мы случайно проходили, рассказывал, что нужно  непременно окунуть пальцы в воду, которая  спадает со ступеней сверху донизу.  Правда, одну из водных дорожек как раз чистили: святыню тоже нужно  приводить в порядок.

Сразу же в главный зал хурула с изображением Будды нас не пустили: там как раз шла служба.  Пришлось ждать, когда  она закончится, и только после этого, сняв обувь и стараясь не поворачиваться спиной к золотой статуе Будды, высота которой девять метров, мы прошли в зал.

Совет будущим путешественникам: прежде чем посетить  комплекс в Элисте. Нужно хотя бы немного проникнуться учением Будды, иначе велика вероятность почувствовать себя в роли зрителя, который пришел на сеанс в конце фильма.  Картинки картинками, но должен  быть какой-то смысл..

 

Добавить комментарий