За Волгой земля есть
Теперь уже трудно представить, сколько раз откладывалось открытие моста через Волгу. Больше двадцати лет назад, оканчивая школу, мы строили планы, что в институт будем добираться по мосту из Краснослободска. Но потом грянула перестройка, дефолт, кризис. В институт поступили наши дети, и стали точно так же ежедневно бороздить речные просторы на теплоходе, и после концерта или кино бежать, торопясь попасть на «последний». А эти полчаса или час ожидания, когда ты не успел буквально на две-три минуты…
Перед долгожданным открытием у краснослобдцев был повод для удивления: проход и проезд по уже готовому мосту запрещен, а по нему бесконечной вереницей движется транспорт. Удастся или нет «прорваться» через «кардон» зависело от времени суток, настроения и добросовестности работников службы охраны. Исключения составляли лишь туманные дни, когда переправа переставала функционировать. Тогда по мосту, как «ежики в тумане», беспрепятственно шли люди. Ну а размер «таксы» ни для кого не был секретом: двести рублей с машины. Наверное, после официального открытия автомобилистам пришлось привыкать, что междугородний барьер Краснослободск-Волгоград можно преодолевать совершенно бесплатно. Поэтому слухи о том, что проезд будет платным, ходили до последнего времени.
Когда мост открыли, каждый считал едва ли не своим долгом преодолеть пространство и засечь время. Всего лишь несколько минут от одного до другого берега. Пешком — около получаса. Это то, что касается непосредственно надводной части.
Очевидно, когда разрабатывался проект, не рассчитывали на то, что по узкому пешеходному переходу с одной стороны пойдет столько пешеходов, и поедут велосипедисты. А они пошли и поехали. То и дело приходится сторониться, пропуская людей с оживленно радостным выражением лица. Это, очевидно, с непривычки. Трудно поверить, что мост опять не закроют и не поставят на место работников охраны. На нем фотографируются парочки на живописном фоне, а у бордюра аккуратно стоят пустые бутылки из-под пива.
Мне показалось, что мостовой переход едва ли подходит в качестве места для романистических прогулок. Если только вы не любитель подышать автомобильными выхлопами и послушать непрекращающийся гул. Со стороны Краснослободска наш ждал еще один не слишком приятный «сюрприз»: оказалось, что сход с моста, который предусмотрен на Криту, в хутор Бобров, ведет вникуда. Дальше песок и бездорожье.
-Девушка, мы на мост так попадем? Там нормально можно пройти? — Обратилась ко мне парочка то ли рыбаков, то ли грибников, прибывших другим путем из города.
— Не совсем нормально, но пройти можно, — честно ответила я, уже смирившись с порванными колготками и полными песка туфлями.
Что делать, если мы живем в таком вот неудобном месте, недалеко от Крита? Хорошо хоть не рядом с мостом, где постоянный шум. Да и вообще, что наши интересы по сравнению с международными масштабами? Очевидно, в жертву им был и принесен небольшой мостик между Краснослободском и Критом, где ерик Верблюд соединяется с затоном Волги. Летом этого года массивную конструкция с плитами перекрытия разобрали ик Верблюд соединяется с Волгой. Летом этого года массивную конструкция с плитами перекрытия нещадно разобрали с помощью мощной техники. Хорошая асфальтированная дрога на Крит есть, но это уж в паре километров, по новому мосту. Еще один аргумент, чтобы пользоваться автомобилем. Больше аргументов — больше автомобилей — больше вреда природе и здоровью человека.
В следующий раз мы уже не шли, а ехали по мосту на автобусе, сев на него на остановке рядом с домом. Вся поездка до центра Волгограда заняла минут пятнадцать и стоила шестнадцать рублей с одного пассажира. Первый автобусный маршрут Городище-Краснослободск стал подарком ко дню автомобилиста. Жаль только, что по вместимости автобус уступает теплоходу, в нем нет отделения для курящих, и утром, когда многие спешат на учебу и работу, в салоне «яблоку негде упасть».
Проехав маршрут от начала до развязки на противоположном берегу, можно сделать вывод, насколько это глобальное сооружение, и его надземная часть по протяженности намного превышает ту, что над водой. Когда говорят о нем на официальном уровне, констатируют, что это дорога федерального и даже международного значения, поскольку по ней пойдет транспорт в поволжские регионы и республики Средней Азии. Что до интересов волгоградцев, у которых дача на левом берегу, и жителей левобережных районов, их интересы учитывались как бы попутно. Если было бы по-другому, то хватило куда более скромного и менее затратного мостового перехода, строительство которого уже давно было бы завершено. Теперь некоторые аналитики задают вопрос: а нужна была такая транспортная магистраль в центре города? А хорошо ли, что плотный транспортный поток пойдет по трассе Средняя-Ахтуба — Краснослобоск, через пойму? А ведь можно было бы существующий мостопровод около ГЭС реконструировать в существующем варианте, доведя его дорожное полотно в интересах транзитного транспорта до шести полос.
Проект строительства мостового перехода через Волгу в Волгограде разработан в 1993 году институтом «Гипротрансмост». Начиная с 1995 года ОАО «Волгомост» ведёт строительство. С тех пор пишут и рассуждают о том, какие последствия мы получим после ввода моста в эксплуатацию.
Едва ли найдется множество фактов, в отношении которых мы могли бы сказать, что это однозначное благо или безусловное зло. Стрелка склоняется в ту или другую строну в зависимости от наших приоритетов и главных идей. Если поставить во главу угла развитие транспортной инфраструктуры и экономики, мост — это благо. Если же говорить, как о главном, о сохранении уникальной природной среды, совсем наоборот. По логике вещей, для нас, живущих в пойме, важнее должно быть второе.
На правой стороне Волги, где проходит сейчас магистраль, под снос попали жилые дома, а на левом берегу обошлись малыми «потерями» — спилили и уничтожили огромное количество деревьев. Когда-то у ерика Верблюд была небольшая сосновая роща и посадки смородины, куда мы приходили обычно каждую весну. Сейчас этого ничего нет, как и некоторых грибных мест, которые случайно оказались поблизости со «стройкой века». Буквально на наших глазах исчезли живописные уголки: они остались только в памяти. Возможно, это только начало.
Стоимость земельных участков на левом берегу возросла еще задолго до открытия моста. Жить за городом, но недалеко от центра, и удобно, и престижно. По некоторым предположениям, в пойме будут появляться все новые и новые поселки типа «Рублевки». Сможет ли противостоять этому процессу природоохранное законодательство с его зонированием? Как показывает суровая практика, «лазейки» всегда находятся. Особенно, если речь идет о серьезных средствах. Напомню, что природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» разбит на природоохранную зону, агрохозяйственную и зону отдыха с их режимами и регламентами пользования. Например, запрещается в агрохозяйственной зоне строить жилые комплексы и дачные поселки. В природоохранной зоне самые строгие ограничения: здесь даже сенокошение и туристическая доступность ограничивается. По задумке сюда не должна ступать нога человеческая, но сторожей в лесу не поставишь. Да и привык народ к тому, что лес — это наше богатство, общее.
Как бы там ни было, на повестке дня стоит теперь вопрос: как сохранить пойму и уберечь от «нашествия» отдыхающих, которые и представления не имеют о ее зонировании и подчас ценности вообще.
Очередь дошла до Ахтубы
От редакции в сторону Колхозной Ахтубы мы ехали куда медленнее, чем раньше. Впереди «маячили» два грузовика, которые никак нельзя было обогнать из-за сплошной линии. За нами вереницей выстроился большой «хвост» из автомобилей.
— Как только открыли мост через Волгу, машин стало больше. Много с астраханскими номерами, — рассказывал мне не так давно один опытный водитель.
Утешением для любителей просторов и больших скоростей может послужить лишь то, что строительство следующих пусковых комплексов уже ведется. Об этом гласит и большой яркий щит, который невозможно не заметить у дороги. Еще автомобилисты могут прочитать, что работы ведет мостоотряд № 57 филиала ОАО «Волгомост». Окончание работ — апрель 2011.
Остановившись рядом, мы могли наблюдать, как «кипит работа» на огромной площадке на левой стороне от дороги, если ехать в направлении Краснослободска. С одного края стороны спецтехникой «утюжили» песчаную насыпь, с другого — бурили огромную скважину.
— Подготавливаем основание, чтобы положить здесь завтра щебень, — объяснил мне человек в серой куртке, который с помощью прибора на ножках определял уровень и давал указания другим рабочим.
О том, что планируется на этом участке, рассказывать не спешил.
— Идите вон в тот вагончик. Спросите у прораба, — показал он в сторону, где один к другому «лепились» вагончики.
Прораб Мансур Хабибуллин посылать нас к вышестоящему начальству не стал. Доходчиво и толково, используя весь арсенал средств общения в виде слов и жестов, объяснил, что здесь ведется строительство временной объездной дороги. Поскольку рядом сооружается развязка мостового перехода, участок трассы будет закрыт. Было бы крайне жестоко по отношению к автомобилистам и пассажирам заставлять их ездить по грунтовой дороге. Тем более что речь идет не о каком-нибудь месяце или двух.
Их организация называется ООО «Волгогарадспецстрой», и базируется она в Красноармейском районе Волгограда. Именно оттуда рабочие и ездят на работу по мосту через Волгу. Через Волжский было бы значительно дольше и затратнее. До начала строительства здесь они участвовали в сооружении первой очереди мостового перехода. Так что необходимый опыт есть. Больше половины объемов на данном участке уже выполнено. Часть дороги уже покрыта асфальтовым покрытием, а ее общая протяженность должна составить около 800 метров.
Как потом выяснилось, ООО «Волгорадспецстрой» — один из подрядчиков ОАО «Волгомост». Строительные отряды приехали на нашу землю из Саратова, Астрахани, Пензы. Большой объем работ на ближайшие годы для них гарантия стабильного заработка и возможности содержать семью.
— По вахтам работаем. Полмесяца здесь, полмесяца дома, — рассказывали мне строители, занятые на другом краю стройки.
Среди тех, кто отвлекся на мое появление с фотоаппаратом, были и те, кто живет в нашем районе, и приезжие с области. В долгие разговоры вступить как-то не удалось, поскольку строительная площадка — не лучшее место для интервью. Бульдозеры, экскаваторы, скреперы — все это гудело и двигалось. При всем скоплении техники и строительных материалов пока как-то трудно определить будущие очертания моста и магистрали.
Как мне объяснили, делаются специальные буронабивные сваи, чтобы на них поставить опоры будущего моста через Ахтубу. У дороги уже стоят металлические опоры, на которые будет опираться эстакада. Она пойдет от реки до базы отдыха «Пересвет». На другом берегу Ахтубы тоже идет уже планировка под двухуровневую транспортную развязку. Таким образом, мостовой переход пройдет по пойме, через Ахтубу и вверх до магистрали от Волжского на Астрахань. Именно по этой трассе пойдет транспорт из других регионов, а жители Волжского смогут попасть в пойму и на Ахтубу за считанные минуты.
Пользуясь случаем, мы подъехали к реке, где пока только большая песчаная насыпь. По ней угадывается направление магистрали. На воде большие сооружения, которые называются драги гидронамыва, качали речной песок, стекавший рассыпчатыми струйками. Трудно представить. Что через год-другой эта местность изменится так же, как изменился уже левый берег Волги со строительством моста.
Второй комплекс — это мост через Ахтубу, правобережная эстакадная часть, левобережный подход с примыканием к существующей автодороге Волжский—Ленинск, правобережный подход с выходом на существующую автодорогу. Третий комплекс предполагает левобережный подход между I и II пусковыми комплексами, включая пойменные мосты и транспортные развязки. Четвертый — окончание правобережного подхода к мосту через Волгу от II до III Продольной магистрали с транспортными развязками.
Поскольку транспортный поток увеличился и будет увеличиваться впредь, существующая ныне трасса Средняя Ахтуба-Краснослободск должна подвергнуться реклонструкции. Малые мосты через ерики Судомойка, Гнилой, Осинки и другие станут не двух, а четырехполосными.
Теперь об особенностях и строках. В Викепедии, кудя я заглянула готовя материал, есть сведения, что протяженность мостового перехода должна в конечном итоге достигнуть тридцати километров. Это самый длинный мост в Европе! Администрация области рассчитывает, что весь комплекс мостового перехода будет готов к 2015 году.
Впрочем, если принять во внимание, сколько времени понадобилось для строительства первой очереди, о сроках говорить неловко как-то. Сами строители утверждают, что все зависит от финансирования.
На строительство второго и третьего пусковых комплексов правительство выделило 14 миллиардов рублей на условиях софинансирования с регионом. Региональные средства должны пойти для переноса объектов, оказавшихся на пути строительства. Это и жилые дома, и инженерные коммуникации.
Валентина Дорн