Вахтенный матрос в одиночку пытается отстоять бывший вокзал у мародеров и вандалов.
Бобры, на выход!
Мы ехали поздно вечером в насквозь промерзшем, дребезжащем автобусе. Огни Волгограда уплывали за коном все дальше, автобус прибавил скорость на мосту, вселяя надежду, что уже скоро мы окажемся дома в тепле. Все молчали и кутались в шарфы.
— Бобры есть? – Громко, на весь салон вопросила кондуктор в шубе и шапке, навевающая мысль о памятнике героям-челюскинцам.
В ответ – тишина. Потом еще раз:
-Бобры есть?
Бобров в автобусе не было, или они не пожелали признаваться. Кондуктор закричала водителю, что бобров нет, и поэтому он может ехать прямиком в Слободу.
Водитель, кондуктор и пассажиры вздохнули облегченно: им не придется делать круг по развилке моста, чтобы заехать в хутор.
С названиями этого небольшого кусочка суши между Волгоградом и Краснослободском вообще как-то весело получается: он – тезка греческого острова Крит, а хутор называется Бобры. Были времена, когда островитяне были вообще как бы отрезаны от внешнего мира, особенно в половодье. Сюда ходил катер ПС часа через два. В выходные дни на него едва ли умещались все желающие: дачники и местные жители. Много местных ездило на работу в речпорт. На огородах, в песке выращивали традиционную критскую культуру – редис, и тоже везли на продажу в город.
Тогда могло сложиться ощущение, что Крит – это забытое богом и остальными людьми место. Особенно после того, как сгорела школа, и не стало медпункта.
В июле 1994 года мы попали на Крит на лодке (в это время еще не ушла большая вода), ходили по пустынным тихим улочкам с деревянными небольшим домами. На старом дебаркадере, служившем базой для спортсменов – гребцов, познакомились со смотрителем Михаилом Васильевичем Морозовым.
На Криту жили его родители и он. Ребенком пережил войну. Рассказывал, что во время Сталинградской битвы привозили сюда убитых солдат и сваливали в большую яму. Залп сделают и уедут, на следующий день — снова. Много еще рассказывал старый смотритель под кипение рыбы в маленькой кастрюльке, выпускающей облака пара. Напоследок я его сфотографировала на фоне водной глади озера под названием Денежное, а прощаясь, думала, что с таким человеком нужно встретиться еще раз. Не получилось. В этот раз на старом дебаркадере оказался другой человек, да и вообще многое изменилось.
Новая жизнь острова
Вообще-то «изменилось» — это мягко сказано. В выходные жаркие дни на берегу острова Крит оживленнее, чем где-нибудь на черноморском побережье. У моста — автомобильные «пробки». Теперь путь на остров открыт в любое время года и суток и со стороны Краснослободска, и со стороны Волгограда. В прошлом году (в первое лето после открытия моста через Волгу) на берегу творилось невообразимое Автомобили, едва ли не по головам и ногам отдыхающих подъезжали к самой воде. В этом году подъезд к Волге ограничили, поставили ларьки и кафе. Трудно представить, что же будет на пляже в будущем купальном сезоне, и куда заведет желание некоторых предприимчивых людей извлечь деньги из песка и воздуха, и Волги.
— Покоя нам нет ни днем, ни ночью, – жаловалась пожилая женщина – местная жительница, — шум, гуденье, пыль. Но ночам мотоциклисты по мосту гоняют.
Как потом выяснилось, некоторые «гости» из города не ограничиваются волжским берегом, но и норовят попасть вглубь острова. Недавно случайно нашла в Интернете информацию про тот самый старый дебаркадер, который оказался в числе достопримечательностей Волгоградской области. Построенный в пятидесятых годах, в свое время он служил речным вокзалом в Камышине. На сайте подробно описывалось его устройство и прилагались фотографии и путеводитель, как туда проехать.
«Экскурсанты» попадаются не всегда тихие и учтивые. В последнее время на бывшем вокзале почти не осталось целых стекол и забитых наглухо дверей. Сохранить некогда грандиозное строение становится все труднее.
На песке, среди высоких деревьев старый двухпалубный дебаркадер как рыба, выброшенная на сушу.
В зале ожидания
Смотрителя, или вахтенного матроса по штатному расписанию, Владимира Боровикова я застала за ремонтными работами: он пытался покрепче забить досками проем окна на нижней палубе. На любого непрошеного гостя он теперь смотрит с некоторой опаской. Видимо, удостоверившись, что я одна и без оружия, он разрешил подняться по деревянному шаткому трапу и попридержал грозного сторожа – пса по кличке Дружок.
Дружок сидит на цепи перед входом и по замыслу должен отпугивать незваных гостей, но иногда, по словам Владимира, его загоняют внутрь конуры палками или камни кидают, или даже стреляют. Один раз смотрителю самому пришлось прыгать с борта в воду, спасаясь от бандитов.
— Я вам могу гильзы показать, они здесь валялись. С травматическими винтовками приходят, с газовыми пистолетами. Уже и били, и резали меня… Покоя нет от вандалов и мародеров, – возмущается сторож.
Чтобы я сама убедилась в этом, Владимир проводит мне экскурсию по бывшему речному вокзалу. Показывает разбитые байдарки и люстры, оторванные двери и так далее. В помещениях на нижней палубе темно, поскольку стекла выбиты, а проемы забиты досками, и под ногами хрустят осколки стекла. Находиться здесь неприятно и даже жутковато как-то.
На верхней палубе мы немного задерживаемся в огромном высоком зале ожидания, где сохранились остатки скамеек и окошечко кассы. Потом заглядываем в каюты, заваленные мусором и сохранившие намек на то, что когда-то здесь жили люди.
Несмотря на погромы, бывший речной вокзал сохранил частицу былого великолепия. Здесь и резные украшения на потолке, и точеные балясины на лестнице, выскоие проемы окон. Умели же строить с душой, и не из дешевого пластика, а из дерева, от которого энергетика живого исходит. Что-то в нем есть особое, завораживающее, над чем не властно даже время. Одно только трудно понять: зачем стрелять и громить?
Принадлежит сооружение Волгоградской академии физической культуры. Раньше оно служило базой для спортсменов. В каютах жили преподаватели, лето здесь с удовольствием проводили студенты. Владимир устроился сюда матросом в 1987 году, когда еще дебаркадер был «обитаемым». Электричество круглый год было, а зимой -тепло. Много лет он был для него домом.
Вахтенный матрос и сейчас может рассказать о бывших жильцах, которые устраивались целыми семьями. Он помнит время, когда на палубе звучали оживленные голоса и смех. По вечерам устанавливали экран и показывали кино, в бильярд играли. Больше чем полжизни связано у него со старым вокзалом. У них был как бы «семейный подряд»: здесь работали и мать, и отец. Теперь они вдвоем со сменщиком пытаются его сохранить.
Получается это с трудом, поскольку нет уже возможности откачать воду из трюма (нет электричества), строение не ремонтируется и, как уже говорилось выше, подвергается «набегам». Все, что представляло хоть какую-то ценность, уже вынесено, но сам дебаркадер еще стоит.
— Мы сейчас должны хоть как-то сохранить здание. Говорили, что рядом будут строить новый спортивный комплекс для академии. Ну а здесь, может, строители будут жить, может, материалы какие храниться будут, – объясняет Владимир.
Будет ли компенсация?
Места рядом с озером Денежным с полным на то основанием можно назвать живописными. Летом здесь всегда рыбаки «обитают». Один из них прямо на моих глазах вытащил на крючке черепаху.
— И много здесь черепах водится? – Спросила я.
— Не знаю… Это у меня первая сегодня, – пожал плечами рыбак.
А другие рыбаки виднелись вдалеке, на другом берегу большого озера. Ветер гнал рябь по воде, качались ветви деревьев, и, конечно, среди кустов и травы виднелись кучи мусора. Судя по всему, здесь был не только Вася, но и Коля, Саша, Леха и еще много народа, который не печется о чистоте и красоте природы.
Вахтенный матрос Владимир в разговоре пожаловался, что нынче по Криту на велосипеде, как это было раньше, не проедешь: дороги «разбили» автомобили в пыль и прах. К старому дебаркадеру на обычной «легковушке» не подъедешь: только на внедорожнике, да и то, зная нужную дрогу. Это и хорошо, иначе непрошеных «гостей» было бы еще больше.
Еще пожаловался, что рыбаков много, а рыбы мало стало после того, как выкопали с его дна тонны песка для строительства моста. Испортилось озеро, нарушилось что-то. Самое плохое, что нет теперь на Криту грунтовой питьевой воды. Скважину надо бить не мельче пятнадцати метров, и то это гарантию не дает. Разве это нормально: жить на острове, но без питьевой воды?
Говорят, раньше на Денежном жили лебеди. Потом улетели, не выдержали, видимо, «наступления цивилизации». Вот и верный пес Дружок, который восемь лет сторожит дебаркадер, все последние изменения понимает с трудом. Предпочитает дремать в тени, а когда поднимает морду, смотрит на мир с видом существа, повидавшего немало на своем веку. Но к выстрелам и палкам все равно привыкнуть не может.
Покидая дебаркадер, я пожалела, что кроме блокнота и фотоаппарата, у меня в сумке не нашлось какой-нибудь косточки для лохматого сторожа. Какая-никакая «компенсация» за вред от наших некоторых сограждан. Жаль, что в ближайшее время озеро и остров и его старожилы едва ли дождутся компенсацию. Не входит это в круг ничьих коммерческих интересов.
Валентина Дорн