Татьяна Казяйкина работает в администрации Клетского поселения совсем недолго: с ноября прошлого года. В свои двадцать два года она — специалист первой категории и секретарь сельской Думы. «Льготники», которые обращаются именно к ней, чаще видят на миловидном лице улыбку, способную хоть у кого вызвать доверие. Заканчивается рабочий день, и когда эта хрупкая девушка осторожно, с тростью в руке спускается с крыльца администрации, случайные прохожие смотрят на нее с сочувствием.
После рождения врачи поставили ей диагноз ДЦП. Это был тот случай, когда болезнь не повлияла на интеллект: в основном, на опорно-двигательную систему. Девочка смогла учиться в обычной школе. До девятого класса она ходила на хутор Ямы. Потом закончила одиннадцать классов в Рассветинской школе.
Татьяна на всю жизнь запомнила слова родителей, которые мудро решили так: хочешь быть инвалидом — сиди дома, хочешь жить как все — будь как все.
Она настолько хотела жить интересной и полноценной жизнью, что готова была преодолевать препятствия и терпеть боль.
Первую операцию на ногах ей сделали в восемь лет. В клинике это был первый случай, когда сложную процедуру по выпрямлению ног делали столь юной пациентке. Сначала дали слишком мало наркоза — и она очнулась, когда хирург не завершил работу. Потом ей дали слишком много наркоза. Теперь она знает, как трудно бывает выйти из этого состояния, и что от передозировки темнеют и выпадают волосы.
Потом была вторая дорогостоящая сложная операция, когда ноги удлиняли. Скоро предстоит третья, на которую еще предстоит собирать деньги.
Но даже после нее врачи не дают гарантии, что она легко и без трости будет ходить.
После школы Татьяна с отличием закончила колледж и на общих основаниях поступила в Волжский институт экономики, педагогики и права, на бюджетное отделение. По прошествии нескольких лет кто-то из сокурсников удивленно спросил:
— А ты что, больная? Мы-то думали, что ты просто ногу сломала…
Удивительное дело: она еще в детстве не захотела считать себя больной — и окружающие люди сделали то же самое. На день инвалида Татьяну обычно не поздравляют. У нее масса друзей по школе, колледжу, институту.
Наверное, из-за своего «бойцовского» характера ей проще дружить с парнями, а не с девчонками. И к тому же она привыкла расти с братьями: двоюродными и родным. Не так давно семью постигло большое горе: брат погиб, будучи еще студентом, совершенно нелепо, случайно.
Из дома в хуторе Тумак Татьяна каждый день ездит на работу или в Волжский, где собираются участники объединения «Эверест». Это общественная организация, которую создали молодые люди, в обществе называемые «инвалиды». Они устраивают соревнования (в марте запланирован боулинг), делают КВН, ездят на выставки и в клиники, где находятся дети-инвалиды. В ближайшее время собрались ехать в Камышин на выставку птиц. Одним словом, живут полной жизнью. Не каждый здоровый человек делает то же самое, едва «погрязнув» в семейных заботах и делах.
Татьяна привыкла и к поездкам на «маршрутке», и к лестницам, и к ходьбе пешком. Обычно с работы ее домой отвозит отец на машине. Как-то раз пришлось идти пешком двенадцать километров. Ничего особенного: в школу ходила пешком за несколько километров каждый день.
Она настолько привыкла к общению с людьми, к новым впечатлениям, встречам, что без этого теперь вряд ли уже обойдется. К счастью, она поняла, что может быть еще и полезной людям, и некоторым в жизни приходится намного труднее, чем ей.
— Я-то что? — Привыкла «скромничать» Татьяна. — Есть сколько угодно инвалидов, которые и работают, и учатся.
Выходить на новую, да еще такую ответственную работу, как она честно призналась, было страшновато. Боязнь прошла быстро, когда убедилась, что ничего сложного нет, а коллектив здесь очень хороший, слаженный. Она очень благодарна главе администрации Алле Васильевне Корневой за еще один шанс и возможность жить и работать как обычный человек.