Валентина Николаевна Кириченко сразу же предупредила, что о себе рассказывать не любит и интервью не дает. А вот мыслями по поводу своего поселка, где пока людям негде работать, о перспективах и возможностях поделилась бы охотно.
Это и есть любовь
На самом деле их (мысли) от личного, обыденного и житейского отделить оказалось невозможно. Не просто так они возникли в голове у женщины, которая воспитывала двоих приемных и троих собственных сыновей. Самый младший — Илюша родился парализованный. С этого самого момента жизнь родителей превратилась в борьбу за его существование. Что он смог сидеть, разжать кулачки — это было большой победой на длинном и сложном этапе.
— Зачем заниматься таким ребенком? Займитесь лучше собой, — посоветовал им один профессор в Москве, после этой фразы сразу потерявший доверие.
«Упрямые» супруги Кириченко по-прежнему занимались с сыном и радовались, когда не его бледном личике появлялась улыбка, когда удалось купить удобное кресло для него, когда занятия и рекомендации врача из Средней Ахтубы О.А. Садиковой принесли пользу.
Скоро Илюше будет шесть лет. Он не говорит, не может держать в руках ложку, но может сидеть с поддержкой. Он весит тринадцать с половиной килограмм — слишком мало для ребенка его возраста, но достаточно много, чтобы носить и держать его на руках. Его нельзя оставить дома или в машине, и поэтому в двери разных чиновничьих кабинетов и приемные супруги заходят вместе с ним. Они привыкли делать все вместе. У них и бизнес семейный, и планы общие, и радости, и горести — тоже.
— Без поддержки мужа ничего у меня не получилось бы, — признается Валентина Николаевна.
Что касается Илюши, то он при слове «папа» тоже выражает свою признательность и привязанность так, как может: улыбкой.
Деньги должны «работать»
Предпринимательством Кириченко занялись в 1995 году. Сначала открыли продуктовый магазин в Средней Ахтубе, решив, что там, по сравнению с Клетским, покупательский спрос больше. Потом появился небольшой киоск в Клетском.
— Нужно было трудоустроить одну женщину — инвалида, — объясняет причину Валентина Николаевна.
Теперь в ИП «Кириченко» работает семь человек. Жена занимается бухгалтерией, документацией, а муж организацией труда, поставками, ассортиментом. Выручку частично вкладывают в благоустройство, реконструкцию. Завезли холодильное оборудование в магазин, стеллажи, провели горячую воду и канализацию.
— Нам самим на прожитье много не надо, — рассуждает Валентина Николаевна, — деньги должны «работать». Производство должно расширяться. Если будут на селе предприятия, то и жизнь наладится, а главное, люди веселее будут, жизнь «забурлит».
Что касается производства, то здесь у Кириченко свои прогнозы и расчеты. С учетом и поправками на их — сельских жителей со стажем практический опыт и бухгалтерские расчеты, которые любят точность. Не оказались напрасными и поиски в Интернете.
Валентина Николаевна уверена, что сельскохозяйственное производство и теперь может быть рентабельным, но при нескольких условиях. Во-первых, обязательно с применением современных технологий. Капельное орошение, например, должно быть. Во-вторых, условия труда должны быть привлекательными. Сегодня молодежь уже не хочет идти работать в поле с мотыгой или лопатой. Другие времена. Что касается объемов, то можно начать хотя бы с трех гектаров.
Оформив паевую землю, Кириченко решали, что лучше: теплицы и сельскохозяйственное производство или козья ферма. Можно было бы, конечно, и то, и другое, и что-то еще, но возможности пока ограничены. Любое дело, если к нему подойти по-хозяйски и с разумением, может заладиться. Только деньги ни в коем случае не должны стать самоцелью.
Идея о кулинарном цехе в Клетском уже начала свое воплощение. Уже подали заявку на строительство здания. Это будет и кафе с залом и летней площадкой.
— А почему бы и нет? — Рассуждает Валентина Николаевна. — Почему бы сельскому жителю не посидеть за столом со скатертью, заказать чашку кофе, послушать хорошую музыку? Люди привыкают к комфорту, сервису — и у них сознание меняется.
И снова приходит утро
Сейчас вычурное для сельских условий слово «сервис» в отношении поселка едва ли можно применить. Дом быта как такового не существует: здесь только парикмахеры остались, арендующие небольшую и едва ли подходящую комнату.
— А что: разве сельским жителям бытовые услуги не нужны?- Ставит Валентина Ивановна вопрос, на который сама и отвечает. — Нужны конечно. Женщины и к косметологу бы ходили с удовольствием. Мастер по ремонту обуви очень нужен.
Многие жители Клетского с сожалением вспоминают о временах существования совхоза. Тогда, по их признанию, жить проще было и веселее как-то. Тогда не пили «горькую» так, как сейчас: от скуки и безделья. Это общая и главная беда — невостребованность.
Женщина, которую едва ли язык повернется назвать слабой, пытается доказать всему миру и своим односельчанам, что все зависит от них самих. Возможности для достойной полноценной жизни есть. Даже когда кажется, что их нет.
Самые плохие времена в их семье, когда Илюша заболевает: у него легкие слабые. После бессонной тревожной ночи тяжело даются бухгалтерские расчеты и решения, которые нужно принять сейчас, незамедлительно. Любая заботливая мать знает, что физическая усталость — это мелочь по сравнению с теми тревогами, а иногда отчаяньем, которое «висит» в воздухе вместе с запахом лекарств над постелью ребенка. Начинается утро, за ним еще одно — не такое безысходное, и жизнь продолжается. Та самая жизнь, которую мы «лепим» по своему разумению и подобию своими руками.
У мамы пятерых сыновей есть еще одна мечта: в наших благодатных пойменных местах сделать санаторий для детишек, подобных Илюше. Окружить их вниманием и заботой. Наверняка, это стало бы главным и самым ценным из череды тех дел, которые они успели в своей жизни. Вот тогда они могли бы сказать, что все не напрасно.
Валентина Дорн
Я с вами не согласен, я уже где то это читал, не помню где правда,щас найду…