Жизнь продолжается на точке

Весной, или когда случается  оттепель в декабре – феврале, на овцеводческую точку Бикмухановых уже не добраться.  Поэтому семейство заранее готово к такому «осадному» положению: есть запас соли, спичек и всего самого необходимого.  Что касается продуктов питания, то здесь  глава семейства Амахгали Жардимович и его супруга  Вера Данашевна спокойны: у них все свое. Почти натуральное хозяйство, с которым можно пережить  мировые экономические кризисы и перестройки.

 

Животные-кормилицы

Казахов часто называют кочевым народом. Весь уклад их жизни был связан со скотом, который перегоняли от одного пастбища к другому. Скот — главное богатство казахов, — давал им продукт питания, материал для одежды и жилища, служил транспортом. Разводили овец, лошадей и верблюдов. Главными, конечно, были  овцы, которые отличаются выносливостью и способностью добывать себе еду из-под снега.

Вот и на точке Бикмухановых главные животные — кормилицы  — это овцы: около тысячи голов. Эту древнюю казахскую традицию, как и многие другие, они чтут. Так же, как и предки, готовят вкуснейший  бешбармак, делают овечий сыр, кумыс и айран. Вот только вместо  юрты  — благоустроенный дом со всеми удобствами, даже интернет есть.  Все трое детей  Амахгали Жардимовича и Веры Данашевны получили высшее образование, а то и не одно. Дочь со своей семьей живет в Волжском, а двое сыновей – на точке. Младший  Амиржан  скоро должен вернуться со службы в армии. В семейном хозяйстве он занимается вопросами реализации, и это у него очень хорошо получалось.  Старший сын Алмаз  с легкостью управляется с техникой, садится за руль трактора. Еще он работает  учителем  физики и математики в Максимгорьковской школе, где большой дефицит кадров. Вместе с ним на точке живут молодая жена и двое детей. Малыши сызмальства привыкают  к фермерско-казахскому быту. Наверняка, будут водить овец, как их отец, дедушка и прадедушка.

Сейчас в хозяйстве помимо овец содержится сорок голов крупного рогатого скота, выращиваются  зерновые на площади  в 400 гектаров,  овощи и арбузы на семи гектарах. Бикмухановы сами заготавливают сено, часть которого идет на реализацию.  В самый «горячий сезон», конечно, приходится нанимать помощников. Помогает справиться и техника —  восемь единиц: трактор, два комбайна, бульдозер, сенокосилка, пресс и другое.

 

Знатные овцеводы

Об отце Амахгали Жардимович рассказывает с гордостью. В советские времена было такое определение «знатный овцевод». Так вот это как раз о нем. От ста голов овцы в отаре он получал 150  ягнят. Сколько раз в Москву ездил, два ордена Красной звезды ему вручали, автомобиль в подарок!  Дело он свое, конечно, знал. Да и детей приучил:  семь сыновей и дочь ухаживать за скотом.

— С седьмого класса я уже  на сеялке работал, на току. Овец научился стричь, участвовал в конкурсах по скоростной стрижке  новозеландским методом. Стал чемпионом России. Мне  за это дали мотоцикл «Урал» и вторую модель «Жигулей, —  рассказывает глава семейства.

Результаты, которых  добился Амахгали, не могли не впечатлять:  одну овцу он стриг за сорок пять секунд. Быстрее просто невозможно. При новозеландском методе стрижки сохраняется цельность руна и меньше бывает порезов. Овец стригут не на столах, а на полу, не затрачивая времени и усилий на связывание ног и перевертывание животного.

Внешне это выглядит так: стригаль заходит в базок, подхватывает одной рукой овцу под шею и сильным рывком ставит ее на задние конечности, затем подводит ее к рабочему месту и, слегка приподнимая, сажает на крестец.

Сейчас чемпион по стрижке признается, что в то время на заработную плату знатного чабана  можно было  жить в полном достатке, да еще на курортах отдыхать. Впрочем, скоро ему стало не до отдыха. Отец рано умер от болезни — и ему пришлось взять заботы о хозяйстве и семье, как старшему из сыновей, на себя.

Амахгали прошел все ступеньки  профессионального мастерства: поступил в училище на ветеринара, потом — в техникум, а потом окончил  Волгоградский сельскохозяйственный институт.  Знания  пригодились в работе. Можно сказать и так, что он  опыт казахов-животноводов совмещал с  научными подходами. В одно время в хозяйстве использовали метод искусственного осеменения.

Овцеводство в Волгоградской области в семидесятые-восьмидесятые годы развивалось. В Среднеахтубинском районе на  государственных предприятиях  держали около ста тысяч овец.  Амахгали Жардимович помнит, что в степи,  в разной удаленности от поселка Максим Горький было восемьдесят овцеводческих точек. Сейчас осталось шесть.

 

Свое хозяйство

После развал совхоза Бикмухановы оформили  крестьянско-фермерское хозяйство, взяли  земельные паи под пастбище. Сначала у них было пятьсот голов овцы и ягнят. Их предпочтение – это  Волгоградский меринос, который считается тонкорунной мясошерстной породой. Амахгали Жардимович уверен, что мясо белой овцы намного вкуснее, чем  черной. Возможно, дело в том, что  черные овцы сильнее страдают от солнечных лучей и жары.

Овечья шерсть некоторое время оставалась невостребованной,  а уничтожить  ее рука не поднималась. Около  сорока кипов немытой шерсти плотно запрессовали, и в таком виде она хранилась несколько лет. Примечательно, что даже вездесущая моль не завелась:  сохранился естественный жиропот-смесь выделений сальных и потовых желёз кожи животных. Сейчас спрос на шерсть  появился: в этом году ее сдали по пятьдесят рублей за килограмм.

Овечья шерсть —  ценный материал, который  несет в себе потрясающие лечебные качества. Все это за счет существующего в ней воска животного происхождения и способности втягивать в себя до тридцати процентов влаги. Она отлично согревает и, даже говорят, снимает боль.

По своему опыту Бикмухановы считают,  овца – самое подходящее для степной зоны животное, но нужно относиться к нему по-хозяйски и вовремя все делать. На пастбище выгонять  почти круглогодично: овцы не выносят   стойлового содержания. Их, как хороших коней или породистых собак, нужно «выгуливать». Они найдут себе пропитание в степи и летом в засуху, и зимой под снегом. Старые опытные овцы «копают»  снежный покров. Еще лучше пустить  вперед лошадей и коров, которые «разбивают» снежную корку. Для годового питания только одной овцы нужно примерно два гектара пастбищ.

Кошара должна быть убежищем для животных в сильные морозы и дождь. До десяти-пятнадцати градусов мороза овцы спокойно переносят  на улице. Что касается базов, они должны быть  в порядке и чистоте.

— Мои овцы  без подстилки никогда  не лягут, – говорит Амахгали Жардимович.

Комфортные условия для животных – это важно. От них, в конечном итоге, зависит  их состояние и привес «живой массы».  Чаще всего покупатели платят за  так называемый «живой вес». Когда в достаточном количестве корма, вода, соль, тогда и овцы «веселые».

Апрель – самый важный месяц: в это время  происходит окот.  Готовятся животноводы к этому событию основательно, чтобы для мам и новорожденных ягнят были все условия. После окота  овцу не моют — только обработка и  необходимые  прививки. Среди овец тоже есть «чистюли» и «неряхи».  Амахгали Жардимович считает, что  «нерях» не перевоспитаешь:  их нужно выводить, чтобы эта черта не передавалась потомству.

Жизнь на точке диктует свои правила, главное из которых – ежедневный, кропотливый труд. Пожилым супругам-Бикмухановым и хотелось  бы уже пожить на селе, где соседи ближе, чем за два-три километра. Но пока  еще страшновато отставлять хозяйство на старшего сына и его семью. Вот придет из армии младший, подрастут внуки – тогда время покажет.

В этом году  Бикмухановы ощутили поддержку со стороны государства: им дали субсидию на овцу– 156 рублей за голову. В ближайшее время  должна поступить и дотация на  содержание коров мясного направления.  Они  привыкли справляться с нвзгодами и трудностями: нашествием саранчи, засухой, неурожаем, но  всегда рады и искренне благодарны за любую поддержку и помощь.

 

Валентина Дорн

Есть такая обязанность — Родину защищать

Для  молодых жителей Средней Ахтубы Александра Давиденко и Дениса Федющенко 12 ноября станет особым и памятным днем: они должны прибыть на сборный пункт в Волгограде, где решиться их  судьба на ближайший год жизни.

Ребята учились  в Среднеахтубинской школе № 1, в параллельных классах, были приятелями.  После школы  Денис закончил Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, Александр – Волжский гуманитарный институт.

В армию они идут, имя специальность и кое-какой жизненный опыт, без страха и сожаления.

— Я считаю, что армия — это хорошая школа для  любого мужчины. Отслужил – значит, выполнил  свой долг перед страной. Думаю, что вернемся мы уже  другими людьми, – поделился своими мыслями Денис.

Отец Александра был военкомом, мама работает в военно-учетном столе, поэтому о службе в Вооруженных силах  он имеет почти полное и детальное представление. С одной стороны, хорошо, что срок срочной службы – один год. С другой стороны, «военную науку» придется осваивать  по ускоренной программе.  Александр не исключает и перспективы остаться в армии по контракту. В последнее время растет престиж военной службы, кадровым военным повышают  денежное довольствие, предоставляют жилье и так далее.

— Думаю, что будущее — за службой по контракту. В армии должны служить профессионалы своего дела и получать за это достойное вознаграждение, – считает Денис.

У него отец служил в воздушно-десантных войсках в  Литве и всегда гордился принадлежностью к элитным войскам.  Иногда рассказывал младшему и старшему сыну Денису о том, что  положительного  дает служба в армии.  Для  сыновей его пример и опыт много значат.

Друзья-призывники пока не знают,  в какой род войск попадут, и где будет проходить служба, но  на сбор они отправляются  в позитивном, по их словам, настроении. Главное, чтобы родители не слишком беспокоились и ждали девушки.

 

Валентина Дорн

мы в ответе за тех, кого приручили…

  Совершенно ясно: пес вытащил самый главный  собачий  билет.  Глаза  его
теперь  не менее двух раз в день  наливались благодарными  слезами по адресу пречистенского мудреца. Кроме  того, все  трюмо в гостиной, в приемной между шкафами отражали удачливого пса — красавца.
  Я   —   красавец.  Быть  может,  неизвестный  собачий  принц-инкогнито,
размышлял  пес,  глядя  на  лохматого  кофейного  пса  с  довольной  мордой,
разгуливающего в зеркальных далях…

М. Булгаков. Собачье сердце.

На территории ныне расформированного спасательного центра МЧС в хуторе Вторая Пятилетка  силами  активистов Волгоградской общественной организации «За спасение и защиту животного мира»  организован приют для бездомных животных: собак и кошек.

 

Минуя пропускной пункт, мы идем на собачий лай. Мимо площадки для занятий с овчарками, которые «несли службу» в спасательном центре на полном государственном обеспечении.  В отличие от них, нынешние обитатели приюта в какой-то момент оказались никому не нужны. Беда случается с породистыми псами и обычными дворнягами,  взрослыми собаками и щенками,  только-только появившимися на свет.

Трудно сказать, как сложилась бы их судьба, – не попадись сердобольные люди, которые заметили, пожалели, привезли в приют или набрали номер нужного телефона.  В организации их называют кураторами. Обычно кураторы берут часть ответственности за животное на себя. Они привозят корм, лекарства, витамины и искренне радуются, когда  питомец  бежит им навстречу здоровый и веселый.

Во время нашего визита как приехала  немолодая пара из Волгограда. Не успели они подойти, как в вольере  забегала, заволновалась  Рыжуля, а вместе с ней и ее подшефная — Слепыжка. Открывается засов – и Рыжуля радостно бросается к людям, ставит передние лапы на грудь, норовит лизнуть в лицо, и глаза ее  блестят с восторгом и благодарностью.  Женщина  ласково треплет Рыжулю, которая теперь ни на шаг не отстает от гостей.   Со смотрителем Анжелой  идет разговор о лекарствах и уколах-антибиотиках.

Оказывается, что восьмилетняя Рыжуля – из числа брошенных дачных собак.  Несколько лет она выживала в дачном поселке. Если летом жители подкармливали ласковую и  сообразительную собаку, зимой она замерзала и голодала. Конечно, не без последствий для здоровья.

— Мы бы с удовольствием взяли ее к себе, но нам некуда, — признается женщина.

В приюте к миролюбивой Рыжуле подселили полугодовалую слепую дворняжку. Она стала для нее и поводырем, и заботливой мамой. Очень беспокоилась, когда Слепыжку забирали на консультацию в Медакадемию.

В приют редко попадают породистые собаки и в полном порядке:  за каждым стоит  грустная история человеческого предательства или  необъяснимой жестокости. Пятилетний стаффтерьер  Дино полтора года просидел в подвале дома:  его там оставили  прежние хозяева, продав жилище, а новые владельцы не стали обременять себя заботой о псе. Время от времени бросали кусок хлеба, из «тюрьмы» не выпускали. Когда Дино попал в руки волонтеров, он выглядел как скелет, обтянутый  кожей с шерстью. На нем были многочисленные шрамы, а кончик хвоста обморожен.

История стаффтерьера, рассказанная в интернете, взволновала многих: на указанный счет стали поступать деньги на  лечение и содержание. Сейчас Дино стал всеобщим любимцем и просто красавцем, но он не выносит одиночества и не может оставаться в замкнутом пространстве.

Стаффер Дора, «забытая» охранником на дачах, сидела на цепи без еды и воды. В это время она еще и была на сносях.  В какой-то момент соседи уже не смогли вытерпеть душераздирающего скуления и воя, доносившегося от сторожки.

Питбуля Тайлера подобрали на рынке. Он весь был в жутких шрамах, похожих на ожог:  его облили то ли кипятком, то ли сильнодействующей кислотой.  Несмотря на это, Тайлер очень дружелюбный. Он позволяет даже щенятам есть из своей миски и очень радуется, когда к вольеру подходит кто-нибудь из людей.

Подобных историй волонтеры могут рассказать огромное количество. Организация является общественной, поэтому средства на содержание, питание, лечение питомцев  приходится получать в ходе благотворительных акций. Мир не без добрых людей: некоторые перечисляют на счет пожертвования, и привозят с собой теплые вещи, миски, корм, игрушки для собак, поводки, ошейники, строительные материалы.  Дело в том, что приют открылся весной  этого года, и вольеры не приспособлены для зимнего содержания. Щенки жмутся друг к другу, гладкошерстных собак  волонтеры стараются одеть в «костюмы». В планах  — утеплить места содержания, построить мойку для собак и корпус для проживания смотрителей.

Сейчас роль смотрителей выполняют девушки-волонтеры, которые умудряются совмещать свою благую миссию с работой и учебой.

Они благодарны людям, которые, узнав о приюте, предлагают свою помощь. Нужно убирать в вольерах, выгуливать и заниматься с собаками: не могут же они все время  сидеть за сеткой.  Корма питомцам хватает, но они нуждаются в другом:  участии  и радости от общения  с добрым, заботливым хозяином. Это видно по глазам: больше всего на свете они хотели бы  покинуть приют, виляя хвостиком и семеня четырьмя лапами за хозяином. Они готовы стать для него самым верным и преданным существом на свете. Такова собачья суть.

В тот наш приезд в приют больше всего времени мы провели у вольера со щенятами. Кто-то привез  мягкие игрушки — и малыши  смешно трепали и ложились на них.

— Смотри, он тигра загрыз! – пошутил сын, показывая на  щенка, который победно  возлежал на игрушке размером с него.

Щенки внимательно смотрели на фотоаппарат и пытались просунуть голову через сетку, к рукам.  Как рассказала  Анжела,  среди них есть беглец, который вечно выбирается наружу. Бегает и спит на территории. Такой вот вольнолюбивый характер. С утра стафф Вальтер умудрился открыть вольер: у него сегодня тоже «миссия побег».

Щенков в приюте больше всего: около двадцати.  В основном, беспородные, и шанс обрести хозяина у них не так велик.  Но иногда радостное событие все же случается. Буквально вчера супружеская пара взяла себе дворняжку для охраны дома.

— У нас часто бывает так: одного забрали, а двоих привезли, – рассказывает Анжела.

К сожалению, бездомные, голодные, страдающие животные – это  бич для наших городов и поселков. С гуманистических позиций их отлов, отстрел, уничтожение —  это верх человеческой жестокости. Не говоря уж том, что для бюджетов местных поселений такая «борьба»  с бесхозной живностью (как известно, «от жизни собачей собака бывает кусачей») обходится очень дорого. Вот если бы обязать  всех хозяев: городских, сельских жителей, владельце дачных участков быть в ответе за тех, кого приручили. Воззвать к их совести и милосердию.

Этот приют для бездомных животных – всего лишь второй в  Волгограде. Есть еще «Покровитель» в районе Мамаева Кургана, ну и  парочка людей, которые пытаются самостоятельно помогать животным, организуя у себя подобие «ночлежки» для них. Волонтеры общественной организации уверены, что приют – это не самое лучшее место для собак и кошек.  Это лишь возможность пристроить их на время, до того, как отыщется хозяин. Поэтому информацию о своих подопечных  постоянно размещают в интернете с фотографией  и  их историей.

В приюте есть еще отделение для кошек, в котором сейчас только четыре питомца. Они живут в комнате, где стоят обогреватели, миски с кормом и лотки с наполнителями для кошачьего туалета. Еще есть «домики»,  где они любят спать. В общем-то, тепло и уютно, но  кошкам тоже надоедает сидеть взаперти, и они тоже нуждаются во внимании. Слепая на один глаз бело-серая кошечка  во время нашего визита ласково терлась об ноги и даже пыталась залезть наверх по брюкам, как по дереву. Это была такая искренняя радость с ее стороны, что невозможно было устоять:  в какой-то момент мы стали обдумывать перспективу третьего кошачьего питомца в доме.

Не так давно в открывшемся приюте для бездомных животных побывала депутат Областной Думы Наталья Латышевская.  Она заметила, что он обязательно должен войти в реестр общественных организаций и не остаться в стороне при проведении  социально значимых мероприятий. Общество не может отворачиваться  от  проблемы бездомных животных.

 

Валентина Дорн